Как известно, с 2026 года казахстанские школы перейдут на новый Государственный стандарт. Сейчас идет работа над учебными программами, которые лягут и в основу обновленных учебников. Что уже известно о модернизации программ по предметам?
Так, согласно отчёту Министерства просвещения в основу разработки Типовой учебной программы по предмету «Казахский язык» в школах с казахским и другим языком обучения в 1-11 классах положено единое базовое содержание; включены языковые единицы, входящие в содержание учебного предмета: фонетика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис.
Также пересмотрен перечень произведений по предметам «Казахская литература», «Русская литература»; по предмету «Казахская литература» в 5-7 классах; в 8-11 классах исторические этапы литературы были систематизированы от легкого к сложному; на основе концепции «Толық адам» предусмотрено обучение произведений Абая в каждом классе (5-10 классы).
Полностью пересмотрено содержание учебных программ с 3-11 классы по английскому, немецкому и французскому языкам.
Пересмотрено содержание программ по «Математике», «Алгебре», «Геометрии» в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся.
В содержание новой программы по «Информатике» добавлены темы, такие как 3D моделирование, программирование на Python и использование генеративного искусственного интеллекта.
Внесены изменения в базовое содержание предмета «Физика»: в усовершенствованную программу не вошли сложные цели обучения, усвоение которых вызывало затруднение у обучающихся; усилена практическая направленность предмета через увеличение лабораторных и практических работ и внедрению STEM/STEAM работ; изменен порядок изучения тем и разделов.
В содержании программы по предмету «Химия» усилен казахстанский компонент, добавлены цели обучения, направленные на развитие национальных ценностей, роли Казахстана в научном мире.
По предмету «Биология» цели обучения 8 класса подраздела «Разнообразие живых организмов» перенесены в 7 класс, что продиктовано необходимостью обеспечить целостное восприятие учениками основной школы разнообразия живых организмов.
«История Казахстана» и «Всемирная история» («Әлем тарихы») с 5 по 11 классы изучается в хронологической последовательности; учебные программы по предметам «История Казахстана» и «Всемирная история» совершенствуются на основе 7-томного фундаментального академического научного издания «История Казахстана с древнейших времен до наших дней».
Пересмотрено содержание программы по предмету «Художественный труд», предмет переименован в «Труд»; программа направлена на формирование у обучающегося национальных ценностей, цифровых и технологических навыков работы; в предлагаемой новой учебной программе, учитывая мировую практику, предусматривается отказ от гендерного разделения обучения (мальчиков и девочек), в связи с чем тематическое содержание в разделе «Декоративно-прикладное искусство», «Дизайн и технология», «Культура питания», «Культура дома» было интегрировано; включены темы робототехники в 6 классе; в долгосрочном плане для каждого класса включены 2 подраздела, 2 новые цели и ценности; цели обучения были пересмотрены и улучшены, а некоторые цели были объединены и сокращены.
В содержание программы по предмету «Музыка» для 1–6 классов добавлен новый раздел «Основные понятия музыки»; в базовом содержании существующей программы был предложен упрощенный вариант музыкальной грамотности и теории музыки.
В содержании программы предмета «Физическая культура» больше внимания уделено формированию здорового образа жизни.
В настоящее время работа Национальной академии образования им. Алтынсарина над содержанием программ продолжается.