07.01.2024      1288      0
 

Мировые тренды образования


Ученые Института образовательных технологий в Открытом университете (Великобритания) в сотрудничестве с другими международными исследователями ежегодно готовят публичный доклад о трендах в образовании: Innovating Pedagogy. В 2023 году доклад подготовлен совместно с Центром инноваций в обучении и преподавании Университета Кейптауна (ЮАР). Он отражает 10 тенденций в педагогике, у которых есть потенциал повлиять на всю систему образования, и которые, по мнению ученых,  заслуживают пристального внимания практиков. 

МУЛЬТИМОДАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Традиционно в образовательном процессе доминирует текстовый формат представления информации, тогда как мультимодальная педагогика ориентируется на использование различных способов коммуникации, таких как слова, изображения, звуки и жесты, вспомогательные материалы для облегчения процесса обучения. Роль мультимодальной педагогики заключается в том, чтобы сделать обучение более увлекательным, доступным и инклюзивным. Предоставляя обучающимся возможность работать со знаниями в различных формах, она помогает перевести абстрактные понятия в более осязаемые и понятные формы. Такой подход также готовит обучающихся к общению на рабочем месте и способствует доступности и инклюзивности обучения.

ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ УЧЕБНЫХ СРЕД

Взаимопроникновение учебных сред предполагает сопряжение различных технологий, педагогических методов и всех элементов образовательного контекста для создания целостной и эффективной образовательной среды. Учебная среда включает в себя как офлайн-, так и онлайн-пространство, позволяя максимально эффективно использовать все окружение для достижения необходимых образовательных результатов. 

Процесс педагогического проектирования переплетается с другими элементами экосистемы преподавания и начинается задолго до учебного мероприятия в аудитории. В рамках данного тренда методологи и преподаватели ориентированы на устранение однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса и создают условия для смены видов деятельности обучающихся.

ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ВЫЗОВ (CHALLENGE) КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРМАТ

Обучение через вызов — это образовательный формат, способствующий развитию критического мышления. В отличие от проблемно-ориентированного обучения, где обучающемуся сразу предоставляется готовая проблема для решения, в обучении через вызов ученик изучает целую область и сам обнаруживает в ней проблему, которую считает нужным решить. Кроме того, данный формат подразумевает не просто командную работу, а именно междисциплинарное сотрудничество, требующее не только уважительного отношения к другим членам команды, но и понимания особенностей и социальных- демографических, профессиональных и культурных различий среди людей.

ПЕДАГОГИКА ОТНОШЕНИЙ

Педагогика отношений подчеркивает межличностное взаимодействие как основу образовательного процесса, где основными участниками принято считать педагогов и обучающихся. Однако необходимо понимать, что этот круг значительно шире и включает в себя родителей, представителей администрации, психологов и различных специалистов. Проблемы в образовательном процессе часто возникают из-за несогласованности мнений учителей и родителей относительно образования ученика, а также из-за различий в подходах разных учителей к образованию одного ученика или класса. Поэтому педагогика отношений ориентирована на то, чтобы каждый участник образовательного процесса был нацелен на продуктивное и согласованное взаимодействие. 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Основной запрос к человеку в ближайшие годы — это запрос на самостоятельность и креативность, то есть способность действовать эффективно и находить креативные решения в различных сферах жизни без принуждения и контроля. Предпринимательское образование играет важную роль в развитии навыков XXI века, таких как любознательность, критическое мышление, умение решать проблемы, коммуникативные навыки, работа в команде, гибкость, готовность к риску и трудовая этика. Эти навыки пересекаются с тем, что называется «предпринимательским мышлением». Сегодня работодатели ждут его не только от будущих бизнесменов, но и от наемных сотрудников. Вместо исполнительности в фаворе — лидерство и инициативность, которые лучше развивать со школы или даже с детского сада. 

ПЕДАГОГИКА ЗАБОТЫ В ОПОСРЕДОВАННОЙ ЦИФРОВЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ СРЕДЕ

Педагогика заботы фокусируется на значении эмпатии и развития учащихся в поддерживающих и справедливых цифровых образовательных средах. Данный подход строится на четырех ключевых элементах: моделировании (педагоги своим поведением демонстрируют, что такое забота в действии); диалоге (педагоги поощряют открытые дискуссии в классе и практику формулирования выводов из многочисленных источников); практике (педагоги дают задания или групповые проекты, которые могут помочь учащимся проявить заботу о себе) и подтверждении (педагоги предоставляют персонализированную обратную связь, а также организуют рефлексию, чтобы помочь обучающимся осмыслить свои результаты и психологическое состояние). Преподаватели также могут применять педагогику заботы, стараясь лучше узнать учащихся, сопереживая им, поощряя усилия и прогресс, что положительно влияет на самооценку, благополучие и вовлеченность обучающихся. 

ПЕДАГОГИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕНЕРАТИВНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Спектр инструментов генеративного ИИ постоянно расширяется и включает в себя приложения для создания презентаций, чат-ботов, краткого изложения статей, генерации изображений и т.д. Генеративный ИИ — это тип искусственного интеллекта, способный создавать новый контент на основе обширных массивов данных из интернета, что делает результат похожим на человеческий. Эти инструменты могут выполнять роль персональных репетиторов, тренеров, товарищей по учебе и исследовательских центров, обеспечивая индивидуальную поддержку учащимся. Инструмент ИИ не заменят учителей, но смогут взять на себя многие операционные задачи. По мере распространения этих инструментов ИИ необходимо обучать учащихся их эффективному использованию, учитывать этические последствия и пересматривать методы оценки с учетом возможностей ИИ. Генеративный ИИ также требует перехода от оценки запоминания к сложным задачам, размышлениям и критике сгенерированных ИИ ответов.

СБЛИЖЕНИЕ КОНТЕКСТОВ ОБУЧЕНИЯ И ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Данный тренд предполагает адаптацию учебных материалов под контекст, опыт и культуру обучающихся, что позволяет им лучше понимать и применять изучаемый материал, так как они видят его связь с реальным миром. В контексте данной тенденции в учебные материалы добавляются локальные истории, перспективы и знания, а преподаватели работают в тесном контакте с обучающимися, ориентируясь на их запрос. Для сближения контекстов обучения и обучающегося также необходимо критически оценить учебные материалы на предмет репрезентативности и наличия стереотипов, а также поощрять использование материалов за авторством представителей локальных сообществ, в том числе написанных на местных языках. 

ПОДКАСТЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Подкасты как педагогическая технология используются для обучения с помощью аудио-, видео- материалов. Данная технология способствует вовлечению учащихся в образовательный процесс, так как позволяет, с одной стороны, раскрыть их креативный потенциал, а с другой стороны, использовать учебные материалы в любое время неограниченное число раз в рамках курса, что потенциально может повлиять на улучшение образовательных результатов. Существует два основных способа использования подкастов в образовательной практике:

1. Использование подкастов, которые уже существуют.
2. Создание подкастов как преподавателями, так и обучающимися в рамках учебной групповой работы.

МЕТАВСЕЛЕННАЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ

До сих пор использование метавселенных в образовании было ограничено специфическими областями, такими как STEM, где они использовались для моделирования систем и проведения экспериментов. Однако пандемия определила интерес к виртуальным мирам для онлайн-обучения в рамках разных предметных областей. Метавселенные состоят из виртуальных 3D-миров, в которых пользователи могут взаимодействовать через цифровых аватаров. Эти технологии позволяют усилить эффективность дистанционного обучения и снизить затраты, например, за счет практики студентов-медиков на виртуальных телах. Кроме того, опыт показывает, что использование метавселенных повышает вовлеченность и результативность учащихся.

По материалам ИО ВШЭ.