Определение «цифровизация» стало ключевым понятием и прочно закрепилось на отечественном рынке образования несколько лет назад, в период пандемии и локдауна. Тогда, в условиях ограничительных и карантинных мер, эта концепция казалась не только единственно возможным путем развития системы образования, но и максимально эффективным способом не останавливать учебный процесс. Следует отметить, что еще задолго до пандемии многие страны активно развивали этот сегмент.
Система онлайн-обучения уже много лет востребована в мире, является очень эффективной и имеет отличные показатели и рейтинги. Нам она хорошо известна на примере языковых курсов или программ получения второго высшего образования в европейских или американских университетах.
Как показывает практика, такая система предоставляет намного больше возможностей, чем мы себе представляем. Во-первых, можно учиться, находясь как дома, так и в любой точке мира. Например, если ребенок имеет ограниченные возможности для посещения учебного заведения, заболел или находится в другой стране, он получает полноценное образование наравне со сверстниками без каких-либо ограничений. Онлайн-образование предлагает широкий спектр образовательных услуг, не ограниченный ни временем, ни пространством.
Во-вторых, система онлайн-обучения – достаточно гибкий и адаптивный продукт, она предлагает учащимся и учителям такие возможности, которых нельзя достичь, используя лишь традиционные методы обучения. Применение цифровых технологий позволяет учащимся выбрать подходящий темп обучения, комфортный принцип подачи материала, продолжительность урока, дополнительную информацию.
И, в-третьих, онлайн-обучение и работа с электронными учебниками способствуют улучшению эффективности учебного процесса, повышению успеваемости и формированию навыков работы с электронными устройствами в цифровой среде.
На сегодняшний день в мире около 20 стран реализуют национальные программы цифровизации, среди них: Китай, Южная Корея, Малайзия, Сингапур, Индия, Саудовская Аравия, Дания, Норвегия, Великобритания, Канада, Германия, Россия, Австралия, Новая Зеландия. Входит в этот список и Казахстан. Лидерами в гонке технологий, по мнению большинства мировых экспертов, являются Китай, Сингапур и Южная Корея.
Государственная программа Китая «Интернет Плюс» сыграла важную роль в обеспечении стабильного роста экономики Поднебесной. Она объединила мобильный интернет, облачные технологии, большие объемы данных и интернет вещей (концепция сети разных предметов (вещей), оснащенных технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой – прим. авт.) с производством. Проект направлен на развитие электронной коммерции и интернет-банкинга. Цель – интеграция в единое целое интернет-технологий, промышленности и социального сектора. Кстати, Китай является самым крупным пользователем интернета и мобильных устройств.
Сингапурские проекты «умной экономики» Smart Nation и Smart City уже давно стерли грань между фантастикой и реальным миром. Правительственный проект Smart Nation объединяет предпринимателей, ученых, чиновников и граждан для внедрения цифровых технологий в повседневную жизнь и создания комфортной и прагматичной среды обитания для всех жителей города-государства. Цель программы – быть самой технологически развитой страной в мире. И сфера образования здесь – одна из ключевых, наравне c ИТ-технологиями. В будущие таланты и их проекты вкладываются миллиарды долларов.
Южная Корея нацелена на реализацию стратегии «Креативная экономика». Ее главная задача – переориентировать страну больше на услуги, чем на производство, активно развивать инновации, образование и науку, а не промышленный сектор.
Как видим, приоритет смещается в сторону высоких технологий и подготовки кадров, которые способны эти технологии разрабатывать, внедрять и полноценно применять в повседневной жизни.
Кстати, внедрение электронных учебников в образовательный процесс многих стран решило еще одну важнейшую задачу – избавило детей от тяжелых ранцев. Все очень просто: бумажные учебники учащимся предоставляет школа. По окончании уроков книги остаются в школьных аудиториях на полках, а ученики занимаются дома по электронным учебникам. Новые технологии так понравились школьникам в разных странах мира, что сегодня уже более 30% школ некоторых европейских стран внедрили их в учебный процесс.
А что с внедрением системы онлайн-обучения в Казахстане? Современная система образования, которая внедряется и в нашей стране, подразумевает увеличение количества времени для самостоятельного обучения. В учебном процессе возрастает роль информационных образовательных технологий, а лидирующие позиции отводятся электронным учебникам.
Основные условия для плавного и эффективного перехода к системе онлайн-образования очевидны: максимальный охват территории высокоскоростным широкополосным интернетом, обеспеченность школ компьютерной техникой и наличие образовательных интернет-платформ.
Вопросом покрытия республики оптоволоконными сетями занимается национальный оператор связи «Казахтелеком». Также почти в каждой семье есть, как минимум, один мобильный телефон с выходом в Сеть. Cотовые операторы республики предлагают различные тарифы, которые не учитывают трафик при пользовании казахстанскими образовательными порталами. Также операторы сотовой связи разработали специальный тариф для учащихся «Білім» стоимостью 990 тенге. Трафик на образовательные ресурсы Казнета на данном тарифном плане не тарифицируется.
Одним словом, вопрос с доступом в интернет решить вполне реально. Сложнее ситуация с компьютерным обеспечением школ. Процесс идет не так быстро. Но и здесь на помощь приходит мобильный телефон или планшет – электронные учебники доступны на любых гаджетах.
В принципе, обеспечение технической базы для полноценного функционирования системы цифрового образования в Казахстане уже готово. Образовательная платформа Oqulyqtar.kz – прямое тому подтверждение. Возможности – имеются, условия – создаются. Используйте электронные учебники ведущих казахстанских издательств, размещенные на платформе, в учебном процессе и сделайте еще один шаг в будущее вместе с нами.
Познакомиться с функционалом цифровой образовательной платформы Oqulyqtar и электронными учебниками можно на портале www.oqulyqtar.kz, там же можно оформить подписку на любой пакет учебников, прошедших экспертизу и вошедших в приказ Министерства просвещения.
Материал подготовлен пресс-службой Издательства «Мектеп» и образовательной платформы Oqulyqtar.kz
Иллюстрации: Издательство «Мектеп» и Pixabay.com