Для начала расшифруем понятие цифровизации. Цифровизация – это процесс превращения аналоговых данных и рабочих процессов в цифровой формат.
Технологии, которые применяются для создания современных образовательных систем и учебно-методических комплексов подразумевают наличие Интернета у пользователей. Его отсутствие в принципе делает невозможным любой процесс цифровизации, потому что ограничивает к оцифрованным данным доступ большого числа пользователей, а сами данные делает «неподвижными» – неподдающимися обработке, изменениям и обновлениям.
В настоящее время в Казахстане ведется активная работа по развитию цифровой инфраструктуры в сфере среднего образования. По информации Министерства просвещения РК, на сегодня системы спутникового Интернета STARLINK установлены в более чем 1 800 школах, что позволяет увеличить скорость соединения почти в 3 раза. Работы по подключению продолжаются, что дает отличный шанс большому количеству учебных заведений активно использовать в учебном процессе самые современные образовательные ресурсы, в том числе электронные учебники.
Однако, несмотря на массовое внедрение цифровых образовательных платформ, не прекращаются споры о возможном использовании электронных учебников в режиме офлайн, то есть в виде файлов, скачанных на компьютер или планшет, без подключения к Интернету.
Давайте разберемся, к каким последствиям это может привести.
- Скачивание и обновление приложения.
Как известно, доступ к электронным учебным ресурсам осуществляется при помощи специальных образовательных платформ. Это позволяет обеспечить круглосуточный и неограниченный доступ к ним для всех пользователей в Интернете.
Без связи со Всемирной паутиной любой планшет превращается в обычный кусок металла или пластмассы. Без Интернета не будет обновляться программное обеспечение планшета, что приведет к ограничению его функционала, ваш гаджет быстро морально устареет и не сможет выполнять конкретные функции, например, открывать файлы, проигрывать видеоролики или музыку и т.д. Но самое главное, без Интернета на планшет нельзя будет установить само приложение с электронными учебниками, скачать обновления или новые вошедшие в Приказ учебники. Для установки обновлений придется собирать все планшеты и вывозить их в зону покрытия Сети, чтобы уже там производить необходимые действия. - Связь учитель – ученик
Без сети Интернет невозможна обратная связь между учителем и учеником. Нет Интернета – нет возможности обмениваться сообщениями, отправлять задания, выставлять оценки в электронный журнал. - Ограничение возможностей и функционала электронных учебников
В режиме офлайн будут ограничены функциональные и мультимедийные возможности электронных учебников. Все уже привыкли, что электронные учебники содержат большое количество интерактивных материалов: видео– и аудиороликов, тестов и заданий с автоматической проверкой и т.п. Для быстрой загрузки и качественного воспроизведения, например, видеороликов, современные технологии используют возможности интернет-браузеров и серверов, которые делают просмотр видео доступным практически на любом устройстве, даже на невысоких скоростях интернет-соединения. Без Интернета для этого будут использоваться ресурсы компьютеров и планшетов, что приведет к перегрузке оперативной памяти, заполнению кеш-памяти и замедлению скорости работы устройства.
Также в режиме офлайн процесс загрузки на платформы новых учебников или процесс их корректировки становится очень длительным: будет необходимо полностью обновить приложение, даже для того, чтобы добавить в него всего один учебник или откорректировать один параграф. В режиме онлайн это можно сделать буквально в течение часа. А школы в этом случае (в онлайн-режиме) имеют возможность при необходимости оперативно корректировать учебные планы (например, в условиях дистанционного обучения). - Технические характеристики планшетов
Производители современных планшетов делают акцент на устройствах с объемом памяти 128 Гб. Это самый большой сегмент рынка. Устройства с более совершенными техническими характеристиками имеют значительно более высокую стоимость. В результате на один планшет будет невозможно записать весь пакет учебников казахстанских издателей. Скорее всего, пакеты надо будет делить по классам. Но тогда во-первых, это приведет к увеличению себестоимости пакета (придется делать отдельное приложение-пакет для каждого класса). Во-вторых, семьи, в которых двое и более разновозрастных детей могут столкнуться с проблемой нехватки места в памяти планшета для записи учебников, что может привести к непониманию и конфликтным ситуациям. - Пиратство
Электронные учебники в формате офлайн (в виде приложений, т.е. файлов) неминуемо приведут к их незаконному копированию – пиратству. Современные технологии позволяют надежно защитить данные пользователя и отследить его активность именно в сети Интернет. А локальные версии приложений подвержены более высоким рискам. Отследить издателям количество распространенных копий своих электронных учебников в режиме офлайн вообще невозможно. Это приведет к большим финансовым потерям. - Распространение пакетов и система оплаты
В режиме офлайн максимально усложняется процесс контроля количества пользователей (т.е. становится практически бесконтрольным) и появляется необходимость разработки четкого механизма определения стоимости изготовления электронных учебников и стоимости пакетов для конечного пользователя.
Вывод
В этих условиях представляется наиболее правильным использование электронных учебников в их полноценном и самом функциональном виде – в онлайн-версии.
Познакомиться с возможностями современной образовательной учебной среды вы можете на портале платформы Oqulyqtar https://oqulyqtar.kz/.
Материал подготовлен пресс-службой Издательства «Мектеп» и образовательной платформы Oqulyqtar.kz
Иллюстрации: Издательство «Мектеп» и Pixabay.com