17.04.2023      702      0
 

План обучения по НВП намерены пересмотреть в Казахстане


На днях стало известно о планах по изменению содержания календарно-тематического плана обучения предмету начальной военной и технологической подготовки. Об этом сообщил Премьер-Министр РК Алихан Смаилов в своем ответе на депутатский запрос.

«В настоящее время, согласно Национальной образовательной базе данных, в 4702 из 5432 средних школ функционируют кабинеты НВТП. Из них 134 кабинета не оборудованы учебным оборудованием (макеты, тир, строевой плац, пневматическая винтовка, учебное оружие и др.)», – проинформировал Алихан Смаилов. 

По его словам, для исправления ситуации дано соответствующее поручение Министерству просвещения.

«В этой связи министерству совместно с местными исполнительными органами поручено обеспечить наличие в них необходимого военно-технического оснащения, помещений для хранения учебно-тренировочного оружия, стрелкового тира, площадок для проведения занятий с препятствиями и тактической подготовкой в соответствии с нормой оснащения кабинетов дисциплины НВТП, а также предусмотреть увеличение количества часов по основным темам программы НВТП», — говорится в ответе.

Сегодня для любого предмета, в том числе НВТП, оснащение МТБ должно заключаться не только в определенном количестве мебели или инвентаря, но и наличии цифровых образовательных ресурсов, тренажеров, симуляторов

В этой связи интересен опыт разработки казахстанского ЦОРа для НВТП — программный продукт “Геотактика”, который используется пока только в вузах.

Своим мнением о “Геотактике” поделился полковник Адельбаев Ерболат Бейсенбаевич, главный научный сотрудник Института исследования военного искусства ВНИЦ Национального университета обороны имени Первого Президента Республики Казахстан-Елбасы.

  • Ерболат Бейсенбаевич, добрый день! Как Вы считаете, действительно ли эффективны электронные тренажеры или это скорее дань современной моде на цифровизацию?
  • 3D-тренажеры, действительно, эффективны, они существенно улучшают восприятие информации, реалистичное отображение обстановки дает возможность лучше ее осознать и понять, как действовать. В тренажере обучаемые могут взаимодействовать с окружением и объектами, что делает процесс обучения более интерактивным и увлекательным, а обратная связь позволяет обучаемым быстро исправлять свои ошибки и улучшать свои навыки.
  • Какие положительные стороны для учащихся и организаций образования Вы можете отметить в применении тренажеров, таких как “Геотактика”?
  • Они расширяют тактический кругозор обучаемых, вырабатывают целесообразность принятия решения на поле боя. Если раньше все воспринималось через текст, то в современных условиях доводится через визуальную информацию, это значительно повышает интенсивность обучения. Кроме того, необходимо отметить экономию на содержание учебно материальной базы, к числу которых можно  отнести вооружение и военную технику, полигонное и аудиторное оборудование, ГСМ. Работа в единой команде придает слаженность воинского коллектива.
  • Насколько важно, чтобы подобные тренажеры разрабатывались в Казахстане?
  • Отечественные тренажеры разрабатываются с учетом местных стандартов и требований, что делает их совместимыми с местным процессом обучения. При использовании отечественных тренажеров снижается риск проблем с поставками, связанными с международными санкциями, торговыми ограничениями или политическими конфликтами. Внедрение стимулирует развитие отечественного научно-технического потенциала и дает возможность модернизировать сферу образования без зависимости от иностранных поставщиков.

Изменение учебных программ должно быть не только экстенсивным, но и эффективным, в том числе включать возможности для школьников пользоваться новыми цифровыми продуктами.